ВДОХ – ВЫДОХ

Время работы: Ежедневно с 11 до 19, выходной – воскресенье

Тел./Факс.: (495) 945-2995, (495) 945-4297

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

АНДРЕЙ МАРЦ
ИРИНА МАРЦ
 
«Удивление перед природой – большая движущая сила в искусстве». Это утверждение, высказанное А.М. Кантором в его статье о творчестве Андрея Марца в равной степени справедливо и для живописи его дочери – Ирины Марц.
В экспозиции, посвященной 20-летию со дня смерти А.В. Марца, представлены работы двух художников, бесконечно близких по своим творческим воззрениям и человеческому взаимопониманию.
 
АНДРЕЙ МАРЦ
 
Андрей Валерианович Марц (26 июня 1924 – 20 октября 2002) – один из выдающихся российских скульпторов 20 века, мастер анималистической скульптуры, создавший свой, не имеющий аналогов стиль. Во многом благодаря А.В. Марцу, достойному продолжателю творческого наследия В.А. Ватагина, И.С. Ефимова, А.Г. Сотникова, русская анималистическая скульптура ХХ века стала серьезным художественным явлением.
Андрей Марц в 1952 году окончил скульптурный факультет МГХИ им. В.И. Сурикова. Его педагогами были Р.Р. Иодко, П.Я. Павлинов, С.Н. Шильников, Д.П. Шварц, Н.В. Томский. Важнейшую роль в его профессиональном становлении  сыграли лекции великого скульптора Александра Матвеева и занятия с его учеником, теоретиком матвеевской школы В.В. Белинковым.
Андрей Марц принадлежал к поколению, заявившему о себе в шестидесятые годы 20 века небывалыми достижениями во всех сферах жизни общества – искусстве, литературе, философии, науке, обусловившими его развитие  на многие годы. Искусство обретало иной взгляд на мир, свободный от идеологических канонов, и новый образный язык. В кругу коллег-единомышленников рождалось особое понимание пластики, где форма становилась главным выразителем содержания. 
Андрей Марц – счастливо сочетал мышление пластическими формами и острое чувствование выразительных возможностей материала. Материалом скульптор владел в совершенстве. Преимущественно металл, он всегда был активен и разнообразен, мог передать мягкий и пушистый мех или оперение, тяжелую броню носорога, колючую щетину кабана. Технологические особенности металлического литья, например, пустотелость скульптор использовал как художественный прием: у гиен открытая пасть, рваные дыры в боках, пустые глазницы, внутренняя пустота объема – все создавало образ агрессии, тупого упорства.
Марц был очарован бесконечным многообразием живого мира,( не уставал удивляться гению Создателя.) В природе все совершенно. Пытливость художника и творческий азарт «формотворца» чувствуется в каждой работе. Он изучал облик персонажей, их повадки, характеры и находил остроумные способы передать сущностные качества животных – хищных и кротких, могучих, отважных и трусливых, устрашающих и грациозно-прекрасных. Предельно убедительные, они не превращались в аллегории человеческих пороков и достоинств. И если зритель узнает в героях Андрея Марца эти свойства, то это всего лишь свидетельство того, что все население планеты создано одним автором, из одной «глины».
Творчество Андрея Марца невероятно свежо и сейчас. Трудно поверить, что столь оригинальные произведения созданы в конце прошлого века. Также актуален и посыл художника – восхититься красотой мира и ощутить свою ответственность перед природой.
Прошло двадцать лет, как ушел из земной жизни Андрей Валерианович Марц. Настоящая выставка организована в память о большом художнике, о славном племени шестидесятников, оставившем немеркнущее наследие.
 
Андрей Валерианович Марц родился в 1924 года в Москве. В 1952 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, скульптурный факультет. Участник выставок с 1952 года. Член Союза художников с 1958 года. Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств. Умер 20 октября 2002 года в Москве.
Многочисленные коллекции работ находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Дарвиновском музее, Биологическом музее им. К.А. Тимирязьева в Москве, Государственном Русском музее, Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево». Произведения входят в собрания более пятидесяти российских и зарубежных музеев, многочисленные частные коллекции.
 
ИРИНА МАРЦ
 
Ирина Андреевна Марц родилась в Москве в 1959 году в семье выдающегося скульптора А.В. Марца и Л.В. Марц, известного искусствоведа. В 1982 году окончила художественный факультет Московского полиграфического института, училась у Д.Б. Лиона, Д.Д. Жилинского, А.В. Васнецова. Начала участвовать в выставках с 1979 года. В 1986 году была принята в Союза художников. В 2005 стала лауреатом премии им. Виктора Попкова. В 2012 избрана членом-корреспондентом Российской академии художеств.
Ирина росла в художественной среде, проникаясь разговорами, суждениями, визуальными впечатлениями, связанными с искусством. Это был ее мир. Она стала по праву рождения преемницей художников-шестидесятников, с их стремлениями и достижениями. Ирина рано начала лепить, рисовать, выказывая безусловную одаренность. Когда ее работы показали замечательному скульптору Ирине Федоровне Блюмель, та похвалила, но посоветовала позаниматься живописью, в которой успехи были слабее. Тогда никто не предполагал, что живопись станет судьбой Ирины.
Ирина Марц пишет пейзажи и жанровые картины. Все многообразие и полнота жизни в ее живописи – богатой, густой, насыщенной; пастозный мазок, вкусно замешанный, лепит чувственную фактуру; тонкие цветовые отношения уживаются с экспрессией, на полотне не найти вялого фрагмента. Ирине Марц присуще чувство стиля – художественная форма закономерна, органично подчинена замыслу. Художница пишет решительно, смело, энергично, как человек, уверенный в том, что он хочет сказать.
 Художница – страстный путешественник, в поездках по России и зарубежным странам она не расстается с альбомом. Каждое путешествие запечатлено в живописных сериях, передающих живые, очень личные, сочные впечатления.
Ирина Марц работает также в качестве книжного дизайнера. Она оформила более сорока книг по искусству, среди которых великолепные альбомы о художниках – «Игорь Пчельников», «Илларион Голицын», «Элеонора Жаренова», «Мария Красильникова», «Виктор Корнеев», «Виктор Сорокин», «Выставка Шемякина», «Анатолий Комелин, Мастерская», четыре номера возрожденного альманаха «Панорама искусств» и др. Ее работы заслужили высокую оценку профессионалов.
Живописные произведения Ирины Марц хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Художественного музея в Липецке, Рязанского государственного областного художественного музея,  Государственного историко-художественного и литературного музея «Абрамцево», музея «Новый Иерусалим» (Истра), в частных коллекциях России, Норвегии, Англии, Германии, Франции, Италии, Испании, Израиля.
Художница активно выставляется, она провела более двадцати персональных выставок, наиболее значительные из последних:
2015 - Российская академия художеств.
2015 - Посольство Франции в Москве.
2015 - Галерея «Экспо-88», Москва.
2015 – Центр культурных инициатив «Югор», Сыктывкар.
2016 - «Андрей Марц – скульптура, Ирина Марц – живопись»,
           Российско-Немецкий дом, Москва.
2017 - Галерея «АртЭриа», Москва.
2918 – «Гостиный Двор», Москва.
2018 – Театр “Школа Драматического Искусства”, Москва.
2019 – “Центр пропаганды изобразительного искусства”, Владимир
2021 – Государственный историко-художественный и литературный музей     
                    «Абрамцево»
 
Творчество Ирины Марц находит отклик зрителей, маститых критиков.
 
Якимович А.К., доктор искусствознания, Действительный член РАХ:
«Ирина Марц – живописец милостью Божией. К этому можно было бы добавить еще и других трюизмов, и штампов, вроде того, что «она пишет, как дышит»; при всей стереотипности подобных комплиментов, в данном случае они вполне справедливы и содержательны. Ирина Марц пишет и русскую зиму, и лето на Черном море, и городские пейзажи, и жанровые сцены в интерьерах, и всегда у нее получается, что мир богат и обилен, полон света и жизни, и пульсируют соки бытия в земле и воде, в облаках и домах. Иной раз проскальзывают «хмурые» интонации, и ощущаются оттенки тревожного ожидания.  Например, в ее картинах о таком особенном мире, как железная дорога, купе поезда, перрон и вокзал. Но, как бы то ни было, перед нами несгибаемый «онтологический оптимист». Жизнь хороша и жить хорошо в полнокровном, воздушном и живом мире Ирины Марц».
 
Борис Минаев, известный писатель, финалист Русского Букера 2016 года:
«Ира – замечательный художник. Больше всего, если честно – я люблю ее московские пейзажи. В них для меня есть что-то взаправду магическое. Я смотрю на эти картины и понимаю, что, да, главное в них – это московский воздух. Он всегда есть на этих картинах, его всегда видно и даже слышно. Иногда прогорклый от бензина и гари, иногда острый и свежий после снега или дождя, иногда тяжелый и душный, набухший ожиданием лета или зимы. Иногда – прозрачный и невыразимо грустный, но и прекрасный тоже. Московский воздух обнимает эти старые дома, привычные линии, почти неразличимые фигуры людей. Вот это чудо всегда происходит для меня на картинах Ирины Марц, и я неотрывно, подолгу могу смотреть на ее московские пейзажи, впрочем, на выставке в ШДИ есть и другая главная тема: это библейский Израиль, совершенно странный и незнакомый, хотя я только что там был, но на картины эти смотрел как на откровение (хотя там есть один вид Тель-Авива, очень похожий на Москву). Короче, друзья, это прекрасно. Правда».
 
 
Татьяна Нечаева, искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств
 
 
 
 
 
 

Партнеры

  • СРХ
  • Арт Контакт
  • Культура.РФ

Московское отделение ВТОО «Союза художников России»

Выставочный зал открыт с понедельника по субботу с 11:00 до 19:00

Секретариат, бухгалтерия и отдел кадров работают: вторник, среда, четверг с 11:00 до 17:00