XLV Молодежная выставка МОСХ России
Предварительные итоги
В марте 2025 года МОСХ России провел в своем выставочном зале на Беговой улице традиционную 45-ю, считая с выставки 1980 года, Молодежную выставку, в экспозицию которой вошло около 400 произведений 368 молодых художников. Молодежь проявила большую творческую активность – выставком отсмотрел около 800 произведений разных видов и жанров изобразительного искусства от живописи и станковой графики до авторского текстиля и мелкой пластики. По сложившейся традиции Правление МОСХ России присудило лучшим работам дипломы МОСХ России, а Секретариат Союза художников России наградил 5 художников дипломами Союза художников России.
Каждая из молодежных выставок, состоявшихся в выставочном зале МОСХ России на Беговой, имеет свои неповторимые особенности, но все они представляют многообразие и преемственность современной московской художественной школы, которая формируется сегодня в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Российской государственной художественной академии им. С.Г. Строганова, Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова, Высшей школе печати и медиа индустрии Московского политехнического университета, Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В.М. Васнецова и многих других учебных заведениях Столичного региона.
Общее впечатление от выставки – нарядная, многоголосая, оживленная. Есть несколько десятков вполне профессиональных, отнюдь не ученических работ. К общей оценке мы еще вернемся, а пока поговорим о разделах экспозиции, и начнем разговор с раздела живописи.
В традиционном изобразительном искусстве станковая живопись занимает особое место. Именно она призвана чутко улавливать токи времени и менять наш взгляд на человека и природу. Но это возможно только при серьезной художественной школе, широком образовании, искренней приверженности к духовно-нравственным ценностям. Казалось бы, сколько можно повторять эти трюизмы, но ведь они не становятся менее верными от повторения и, к сожалению, усваиваются с большим трудом. Раздел живописи неожиданно огорчил наводнением ученических работ без особого мастерства, и, что еще неприятнее значительным корпусом произведений с глубокомысленными претензиями без пластических достоинств, часто подражательных. Например, совершенно излишня салонность в картине Полины Варакиной «Сбилась с пути» или поп-артовость «Близнецов» Елизаветы Фохт, или условная гламурность полотна Марины Супроненко «Творческое переосмысление З. Серебряковой «За туалетом». И уже совсем неуместны комиксы в живописи вроде «Сна Васи о Маше» Варвары Ратниковой. Все авторы очень юны, родились уже в XXI веке и находятся в самом начале пути самопознания. Не в укор молодежи, а большинство участников нынешней выставки родились в интервале 2000-2006 годов, напоминаем, что в искусстве возможно все, кроме дурного вкуса, неумелости и духовной пустоты, да еще равнодушного ремесленничества. Даже неудачные эксперименты предпочтительнее серых опусов без эмоций. Впрочем, в экспозиции немало неплохих пейзажей, например, Аделии Басиной «Саамская деревня», «Донской монастырь» Екатерины Новоселовой, «Солнечный зимний день» Ксении Калининой, «Городские состояния» Полины Петровой, «Скоростная магистраль» Марата Зозырева, «Старый дом» Анастасии Абраменковой, «Родная моя Москва» Ивана Зражевского и другие. Есть на выставки если и не совсем оригинальные, то вполне продуманные и серьезные жанровые картины, например, «Отречение Любови Королевой, «Три грации» Дмитрия Артамонова, «Студентки» Анны Коваленко, «Ступени» Ксении Власовой, «Эхо прошедших дней» Татьяны Зубцовой… Дипломы в разделе живописи получили тоже жанровые картины: «Немой зов» Николая Соловьева, «Жизнь за пределами ГЭС» Дарьи Тихомировой, «Швейное производство» Анастасии Аристовской, «Пятипалые краги с гарантией» Дарьи Колмыковой. Дарья награждена даже двумя дипломами – дипломом МОСХ России и дипломом Союза художников России. И действительно, ее суровая и одновременно красивая живопись, словно пришла из «шестидесятых» ХХ века, очень современно переосмысленных.
Графика московских художников вот уже полтора столетия лидирует в пространстве европейского искусства и не сдала свои позиции даже в тяжелые девяностые годы прошлого века. Молодежь достойно продолжает славные традиции, видно, что у нее хорошие учителя. В экспозиции много печатной графики. Очень широко представлены офорт, литография, линогравюра, есть акватинта, коллаж, шелкография, словом, палитра техник богатая. Уникальной графики было показано несравнимо меньше – немного акварелей и гуашей, да одна пастель, если не считать графики в разделе «Театр и кино». Не удивительно, что в разделе «Графика» дипломы получили Алина Пак за экспрессивные цветные офорты «Мечта» и «По дороге к морю» из серии «Острова»; Полина Шарапова за очень привлекательные листы «Беспорядок» и «Мама» в технике травленый штрих, акватинта; а также Алина Юсупова за ироничную серию цветных литографий «Ты наблюдаешь за мной?» Хотелось бы еще отметить симпатичные линогравюры «В саду» Елизаветы Серых; «Портрет Анны Ахматовой» Евгении Эберт; «Скорость» Анны Котовой. Интересны листы Артема Красильникова «Домино» и «Надписи», последние с явной отсылкой к леттризму. Среди представленной уникальной графики выделялись акварели Дмитрия Николайчука-Подольского «День Победы» и «Кижи. Дом героя»; «Соловки» Светланы Андрияки. Дипломом в разделе графики отмечена Полина Волкова за плакат «Лисья графика».
Очень небольшой раздел театра и кино доставил истинное удовольствие. Складывается впечатление, что художники этого вида творчества на радость всем зрителям не только сохранили достижения художников ХХ века, но и успешно развивают свое искусство, особенно в анимации. В этом разделе дипломы МОСХ России получили Арсений Семенов за эскизы в технике гуашь и пастель к фильму «Про полисмена Артура и коня Гарри», Олеся Габрильян за эскизы в технике пастели к мультфильму по роману Марио Пьюзо «Крестный отец»; Дмитрий Чурки за серию эскизов в технике компьютерной графики к «Пене дней» Бориса Виана. Диплом Союза художников России присужден уникальному экспонату выставки – макету костюма персонажа спектакля по произведению Д. Бокаччо «Декамерон» работы Анастасии Лашко.
Скульптуры на выставке много, очень неровной, в основном в гипсе, папье-маше и керамике. На удивление заметную часть представленной скульптуры составляют учебные портреты, иногда крепко слепленные, чаще нет. Интересное решение у Ирины Тюрьковой – «Портрет С.Г. Строганова» и Варвары Турчковой «Аристид Линдгрен». Довольно много анималистики, тоже очень неровной по профессиональному уровню. Керамический «Бык» Анны Коковкиной, тонкий рельеф из гипса «Дневной сон» Алины Тренкаль, керамические «Нутрия» и «Медвежонок» Анастасии Клыковой, «Чудо-Юдо-Рыба-Кит» (тонированный пластик) Никиты Пермякова производят приятное впечатление. Ярко-алая «Собака по имени Свобода» китаянки Фу Сяохань явно вышла из территории contemporary art, как и разноцветные гипсовые «Носки» Константина Петрова. Дипломы у скульпторов получили: Тимур Поладашвили за станковую скульптуру из дерева «Зураб Церетели» - скорее за уважение к модели и за смелость работы в материале, чем за мастерство исполнения; Лада Рещенко за скульптуру «Многослойность», сделанную в качественном цветном пластике и в современной пластической трактовке человеческой фигуры; Иван Власов за станковую скульптуру «Гиревик» из тонированного гипса, близкую по своей стилистике московской школе скульптуры 1960-х – 1970-х годов.
И наконец, последний по месту, но не по значению раздел декоративно-прикладного искусства с небольшим включением мозаик. Гобелены всегда привлекают к себе зрителей, сама техника пробуждает неосознанные воспоминания о доме, красоте ручной работы и теплоте семьи. Гобелен «Снегурочка» Елизаветы Чижиковой, «Земля» Марии Щелкуновой, «П-42» Алины Ваншейдт, «Навстречу весне», «Листья в малиновом закате» Марии Семенюк и особенно своеобразный пространственный гобелен из ткани с проволочным изображением «Окно возможностей» Светланы Береговской были отмечены публикой. Чижикова и Береговская удостоились и дипломов МОСХ России. Керамика не очень представительно показана на выставке, но несколько работ хотелось бы отметить. Милая керамика «Краб» и «Птица» у Андрея Репкина, «Сновидение» (глина, глазурь) Софьи Копыловой, «Посвящение молодежной выставке» Марии Добролюбовой, веселые лубочные «Две грации» из шамота Елизаветы Морозовой, и конечно, замечательные «Тени цветов» из шамота с ангобами и глазурью Александры Желтиковой, заслуженно получившей диплом МОСХ России. В экспозиции были представлены всего пять мозаик, и все интересные. «Грифовая цесарка» Лили Глюмовой и «Попугай» Георгия Якименко - мелкомодульные римские мозаики небольшого формата; у Софьи Давыдовой очень выразительный мозаичный «Лев». Салтыкова выставила очаровательные мини панно «Соловки» в технике флорентийской мозаики. И, наконец, превосходную, остроумно задуманную и скомпонованную композицию из металла с мозаикой «Душа» экспонировал на выставке юный Серафим Седов-Королев, удостоенный диплома МОСХ России.
В короткой заметке, к сожалению, невозможно даже упомянуть все интересные работы этой выставки, но их немало. Подводя итоги своим впечатлениям от выставки, хочу отметить, что недостатки «Молодежки» в большой степени «заслуга» старших товарищей. Мы в Москве мало показываем и мало обсуждаем творчество молодых художников – почти нет конференций, семинаров, круглых столов о нашей творческой смене. В следующем году снова весной состоится Молодежная выставка. К ней необходимо заранее готовиться и творческой молодежи, и Правлению МОСХ России, и искусствоведам. А пока поблагодарим Александра Рыжкина, Петра Радимова, Ольгу Тучину, Николая Горского-Чернышёва, Павла Тураева, Сергея Смурова, Милеушу Гатауллину, Александру Створу и весь коллектив Правления и администрации МОСХ России за терпеливый отбор произведений молодых художников и создание экспозиции очередной, уже уходящей в историю XLV Молодежной выставки МОСХ России.
Н.И. Аникина