Интеллектуальный реализм семьи Дмитренко
Интеллектуальный реализм семьи Дмитренко
В июне 2025 в выставочном зале МОСХ России на Беговой улице, 7 прошла выставка произведений Андрея, Любомира, Николая и Татьяны Дмитренко под названием «Наш век. Семья Дмитренко». Семья замечательная. Старшие Дмитренко Любомир и Татьяна принадлежат поколению младших «шестидесятников», работали в области монументального искусства, а Любомир Дмитренко даже возглавлял секцию монументально-декоративного искусства Киевской организации Союза художников Украины в 1992-2003 годах. Младшие Дмитренко Андрей и Николай учились в Академии живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, живут и работают в России. Братья Дмитренко любят публично говорить о себе во множественном числе, демонстрируя не только семейную, но и творческую близость. Андрей и Николай Дмитренко – оба являются авторами своеобразного направления в живописи, которому они дали название «Интеллектуальный реализм». В своей «декларации о намерениях» художники написали: «Наша задача заключается в возможности выявить «нерв» современности и дать возможность зрителю прикоснуться к тем силовым линиям, которые определяют жизнь каждого отдельного человека и всего человечества. Важной стороной интеллектуального реализма является возможность художника связать индивидуальные, глубоко личные качества героев его работ с тем, что делает их сознательными или невольными участниками тех масштабных процессов, которые определяют характер современного глобального мира, а в чем-то и его дальнейшую судьбу». Обязывающие слова. На самом деле человек – самый трудный предмет для искусства, а душа человека – самый непостижимый объект художественного исследования. Картины братьев Дмитренко подкупают молодостью, свежестью, духовным здоровьем. Они любят своих героев, а это уже немало.
По форме большинство представленных на выставке картин принадлежат разделу жанровой живописи, но бытовизма в сюжетных композиционных новеллах художников совсем нет. Центральным полотном в экспозиции стала монументальная картина «Сила искусства», сюжетно напоминающая знаменитый рассказ Глеба Успенского «Выпрямила». Перед «Давидом» Микеланджело, чье изображение уходит за верхний обрез картины, в облачное синее небо Магритта, стоит задумавшаяся девчушка. Дмитренки заново, как забытую архаику, открывают динамичное, искреннее, прямое искусство Александра Дейнеки и его товарищей по объединению 1920-х годов ОСТ. Авторы совсем не повторяют предшественников, просто их пластические поиски через «шестидесятников», особенно высоко ценимую Татьяну Яблонскую, уходят к истокам авангарда и ар-деко первой трети XX века, к ясной, содержательной живописи.
Такая живопись – живопись для размышлений, для рассматривания, – требует серьезной продуманности художественно-пластической концепции. И действительно, у Дмитренко нет случайных, необязательных картин. Например, рассмотрим большой, похожий на панно холст «Родина» (2022 г.), где на переднем плане юные ребята запускают в небо бумажный самолетик и беспилотник, а фоном им служит фасад кинотеатра классической советской архитектуры с ярким алым названием «Родина» на фронтоне. Каждая деталь несет современную информацию: и облик детей с их футболками, куртками, очками виртуального зрения, и кинотеатр с голубями на карнизе, и парящие в небе бумажный самолетик из прошлого и беспилотник с такой страшной репутацией из тревожного настоящего. Здесь все важно: и неожиданность, новизна мотива, и то, что Умберто Эко называл «музыкой сравнений», «прелестью усилия истолкования». Таковы полотна «10 секунд», «Не входить», «Предупреждение», «Семья» и многие другие.
Живопись Дмитренко солнечная, воздушная, легкая, красивая и безусловно добрая. Она не сенсационная, и уже поэтому нуждается в доброжелательной поддержке меценатов и любителей искусства. Когда-то старый советский искусствовед Михаил Лифшиц написал: «… с нашей верой в будущее можно надеяться, что истина, добро и красота свое возьмут, если за ними и впредь останутся в силе их и гражданские права и возможности распространения». Верю в это и я. Мне кажется, в это верят и Дмитренко.
Н.И. Аникина