#Дальше только Арктика.1

Творческая экспедиция на к островам Северного Ледовитого океана на легендарном научно- экпедиционном судне «Михаил Сомов» при поддержке Первой Горнорудной Компании госкорпорации «РосАтом».

Я впервые побывала в Архангельске. Все представление городе в основном связано с фильмом
«Россия молодая», все романтическое и гордое откуда–то родом из детства. Город открылся своими бесконенчными пляжами, криком чаек, мягкой гладью волн Северной Двины музыкой горизонтов :Пространства, Времени, Истории и Кульуры.
Архангельск – город сильных людей, он словно якорь держит Россию на северных рубежах, одновременно являяесь первым «окном в Европу» нашего государства.
Выразительность силуэта этого памятника не отпускает.Белой ночью острое одиночество и напряжение бьет электрическим током и заставляет возвращаться к нему снова.Цельность образа сопровождает его полифоническую выразительность, местами практически превращая монумент в сильный знак, напоминающий клинопись. Заякоренную стойкость на последних рубежах, позади огромная страна, впереди только холодное дыхание льдов.
Вообще, весь Архангельск растянулся вдоль берегов Северной Двины длинной лентой, обращенной на Север, как пояс-оберег.Из любой точки ты стремишься на берег, к свету.
Теплый ветер, тихий шорох, мерцание и рябь воды, золотые блики среди зеленых островков травы, складки песка вокруг случайных предметов, длинные темные ленты водорослей, крики чаек так встретил нас утром Архангельск. Желание идти вдоль кромки пляжа до горизонта, бесконечно размышляя обо всем, о чем нет времени думать на «большой земле» Матовая полоса упругого влажного берега плавно переходит в воду, волны накатывают тонко и шелково шелестя, убаюкивая в иллюзии безопасности. Небо сливается с водой, вода отражает облака, горизонт растворяется, размыкается, истончается в нитку и полностью исчезает, временами превращаясь в пунктир. Здесь мгновенно меняется погода и ласковый ветерок превращается в острые сильные порывы неощутимо быстро, начинает рвать одежду, бросать песок в лицо, так же быстро стихает и вновь сияет солнце. Бесконечность здесь символ перемен, пунктир осознания бесполезности борьбы с природой и одновременное желание ее усмирять, вгрызаясь в холодные берега.
Двойственность света – кажется, что это теплый летний вечер, освещенный розовым закатом где- то в южных широтах, однако это холодное дыхание Арктики. Дальше только она.

Уникальная возможность увидеть собственными глазами острова Северного Ледовитого океана дойдя до них через бесконечные горизонты Северной Двины с ее чистыми орнаментами отливов и золота закатного Белого моря позволяет с одной стороны «выпасть» из информационного пространства материка, тем самым оказавшись как бы вне Времени, с другой

стороны, осознание физической огромности Страны, ее «линий бесконечности» переводит понятие физическое в метафизическое. Россия не заканчивается нигде, ни во Времени, ни в Пространстве, так как горизонт всегда удаляется от нас.
Из подслушанного случайно разговора отца и дочери, собиравших лодку после рыбалки: Дочь: «Хороший был день, но куда мне столько рыбы, папа»
Отец: «Ничего-ничего, на ужин пожаришь»
В этом микродиалоге как в капле отражается что-то патриархально-глубинное, звучащее для городского уха непривычно и стирающего наносные элементы. Удивительно, что женщина ходила в море, удивительно и утилитарность процесса – ужин выловлен своими руками, не сачком в супермаркете, не привезен доставкой курьером, он вот, добыт своими собственными руками.
Гендерный вопрос воспринимается особенно любопытно, так как из дальнейшего разговора становится понятно, что муж остался дома с детьми. Интересно то, что это никак не противоречит традиционному пониманию гендерных ролей добытчика и хранительницы очага. Женщина миловидна и молода, но она выходит в море за рыбой, тогда как мужчина сидит дома с детьми. При этом все поразительно логично в этом суровом климате равенство полов настоящее, не выдуманная, оно вот, здесь в случайном спокойном разговоре. Суровый край обозначает свои границы допустимого и излишнего, истинного и наносного, серьезного и легковесного.
Время здесь в чем-то как бы застыло, сплавилось в единый янтарный комок, где непонятно тепло или холодно, где нет смысла делить роли и права, когда главное – выжить.
Здесь, на краю большой земли» меняется восприятие и времени, и пространства, здесь чтят своих героев, не только прошлых, но и нынешних, здесь очень часто на домах можно увидеть советские флаги, а стайки детишек на набережной идут с теми же маленькими красными флажками на деревянных древках, что и их родители, и дедушки с бабушками 50 лет назад. Полное ощущение погружения в эпоху, как будто кто-то расконсервировал красный уголок и от этого уютно и тепло. На длинной набережной люди не сидят в телефонах и не делают бесконечные автопортреты – они играют в волейбол, гуляют с собаками, просто сидят и любуются длинными закатами белой ночи. Бесконечные велосипедисты и бегуны, влюбленные пары и просто люди с бутербродами в рабочий полдень на набережной. Жизнь, просто жизнь, здесь и сейчас, потому что через секунду может подуть свирепый ветер и разметать как карточный домик планы, надежды, мечты. Нет времени на неважное и формальное, потому что здесь пересекаются Пространство и Время и если дальше Арктика – это концентрированное Пространство, то жизнь на берегу - это концентрация Времени, иначе не успеешь уложить в короткую человеческую жизнь все, что хочется. #дальшетолькоАрктика.

Подольская Л.В.

Партнеры

  • СРХ
  • Арт Контакт
  • Культура.РФ

Московское отделение ВТОО «Союза художников России»

Выставочный зал открыт с понедельника по субботу с 11:00 до 19:00

Секретариат, бухгалтерия и отдел кадров работают: вторник, среда, четверг с 11:00 до 17:00